Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Ребята, в начале урока мы вспомним: КАКОЙ АЛГОРИТМ НАЗЫВАЕТСЯ С ВЕТВЛЕНИЕМ. Составление алгоритмов с ветвлениями. Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.
Подойти к светофору.
Посмотреть на его свет.
Если горит зелёный, то перейти дорогу.
Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:

Рис. Блок-схема к примеру.
Ребята, нашла вам интерактивные задания на ветвление. Посмотри.

Работа на оценку. Ребята, выполняем задание в тетради (в клеточку). Можно начать писать, например, вот так:
Животные из Красной книги
1. Исчезающие виды
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Пример. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.
Решение:
Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.
Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:Подойти к светофору.
Посмотреть на его свет.
Если горит зелёный, то перейти дорогу.
Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:

Рис. Блок-схема к примеру.
Ребята, нашла вам интерактивные задания на ветвление. Посмотри.
Задание 49. (№70 стр 57) Оба алгоритма обеспечивают достижение одной и той же цели: положить в корзину только съедобный гриб.
Давайте, ребята порассуждаем.

Я вам показываю гриб.
- «Гриб знаком»?
- Условие истинно или ложно?
(Условие истинно).
- Гриб съедобный? (Да).
- Что ты сделаешь с грибом? (Положу в корзину).
- Какую команду надо записать в крайний
(Надо записать команду «Положить в корзину»).
Я опять показываю вам гриб. - «Гриб знаком»? (Да)
- Гриб съедобный? (Нет)
- Гриб съедобный? (Нет)
- Что ты сделаешь с грибом? (Не буду трогать) - Какую команду надо записать в левый блок (прямоугольный блок на дорожке «ЛОЖЬ»)? (Надо записать команду «Не трогать»).
Ребята, а если гриб не знаком? Правильно! Мы его тоже не будем трогать!
— Маша, как и Миша, клала в корзинку только те грибы, которые ей хорошо знакомы и являются съедобными.
То есть она проверяла те же условия, что и Миша. Но в Машиной блок-схеме только один блок проверки условия. В него можно записать только одно высказывание. Как же быть? (Ответ: записать сложное высказывание, состоящее из двух простых высказываний, которые есть в Мишином алгоритме)
— Каким логическим действием объединить простые высказывания? Помните, что гриб надо положить в корзину только в том случае, если оба высказывания истинны.
(Ответ: простые высказывания надо объединить действием И.) Запишем в ромбе: ГРИБ ЗНАКОМ И ГРИБ СЪЕДОБНЫЙ. В прямоугольники запишите команды с прошлого алгоритма.
Задание 50. (№72 стр 58) Прочтите информацию о свойствах Пожарного и пожара в задании 50. Сколько воды в баке Пожарного? (Ответ: 200 литров.)
— Сколько воды надо, чтобы потушить пожар П1? (Ответ: 300 литров.)
— Прочтите задания a и b и выполните их.

Задание 51 (а). (№74 стр 60) Ребята, на план не нанесена сложность пожара. Её Пожарный узнаёт, только подлетев к пожару. Давайте выполним задание 51а — заполним пропуски в алгоритме, который поможет Пожарному потушить пожар П1.
— Что указывают параметры команды ЛЕТИ? (Ответ: адрес квадрата, в котором горит пожар)
— Можно по рисунку определить, в каком квадрате горит пожар? (Ответ: да)
— Как надо заполнить пропуски в команде ЛЕТИ? (Ответ: ЛЕТИ (2, 1))
— Можно ли по рисунку определить сложность пожара? (Ответ: нет)

— Какое число Пожарный запишет в переменную К? (Ответ: Пожарный запишет в переменную К значение свойства сложность пожара)
— Мы не знаем, чему равно это свойство. Пожарный узнает его, только когда подлетит к пожару, и сможет записать его в переменную.
— Что показывает параметр команды ТУШИ? (Ответ: параметр команды ТУШИ показывает, сколько воды надо вылить на пожар)
— Можем ли мы заполнить пропуски в этой команде?
— Знаем ли мы число, которое показывает, сколько литров воды надо вылить на пожар П1?
— Можно ли вместо числа использовать переменную?
— Какая переменная хранит значение свойства сложность объекта П1?

Физминутка. На улице потеплело, а тут ЗИМА. Попрыгайте вместе с пингвинами.
Задание 51 (б). В этой блок-схеме блок 2 посвящён пожару П1, а блоки с 3-го по 6-й — пожару П2. В блоке 3 исполнитель летит к пожару П2 и узнаёт его сложность, а в блоке 4 — определяет, достаточно ли у него воды для тушения этого пожара. Если воды недостаточно, выполняет блок 5, в котором Пожарный отправляется к водоёму, набирает там воду и повторно летит к пожару П2. В блоке 6 Пожарный заливает пожар П2. Почему мы не проверяли, достаточно ли воды для тушения первого пожара? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, сколько воды окажется в баке после выполнения команды НАБЕРИ ВОДЫ (800 литров), и какова сложность самого большого пожара (500 литров). После этого становится очевидно, что после того, как Пожарный налил в бак воду, воды достаточно для тушения первого пожара, каким бы большим он ни был. На тушение второго пожара воды может быть достаточно (если сложность первого и второго пожара в сумме не больше 800) или недостаточно.
Можно было бы на всякий случай, набрать воды перед тушением второго пожара, не выполняя проверки. Но на выполнение команды НАБЕРИ ВОДЫ требуется много времени, так как водоём далеко от горящего леса. Поэтому без необходимости эту команду лучше не выполнять.
— Сколько воды надо, чтобы потушить пожар П1? (Ответ: 300 литров.)
— Прочтите задания a и b и выполните их.

Задание 51 (а). (№74 стр 60) Ребята, на план не нанесена сложность пожара. Её Пожарный узнаёт, только подлетев к пожару. Давайте выполним задание 51а — заполним пропуски в алгоритме, который поможет Пожарному потушить пожар П1.
— Что указывают параметры команды ЛЕТИ? (Ответ: адрес квадрата, в котором горит пожар)
— Можно по рисунку определить, в каком квадрате горит пожар? (Ответ: да)
— Как надо заполнить пропуски в команде ЛЕТИ? (Ответ: ЛЕТИ (2, 1))
— Можно ли по рисунку определить сложность пожара? (Ответ: нет)

— Какое число Пожарный запишет в переменную К? (Ответ: Пожарный запишет в переменную К значение свойства сложность пожара)
— Мы не знаем, чему равно это свойство. Пожарный узнает его, только когда подлетит к пожару, и сможет записать его в переменную.
— Что показывает параметр команды ТУШИ? (Ответ: параметр команды ТУШИ показывает, сколько воды надо вылить на пожар)
— Можем ли мы заполнить пропуски в этой команде?
— Знаем ли мы число, которое показывает, сколько литров воды надо вылить на пожар П1?
— Можно ли вместо числа использовать переменную?
— Какая переменная хранит значение свойства сложность объекта П1?

Физминутка. На улице потеплело, а тут ЗИМА. Попрыгайте вместе с пингвинами.
Задание 51 (б). В этой блок-схеме блок 2 посвящён пожару П1, а блоки с 3-го по 6-й — пожару П2. В блоке 3 исполнитель летит к пожару П2 и узнаёт его сложность, а в блоке 4 — определяет, достаточно ли у него воды для тушения этого пожара. Если воды недостаточно, выполняет блок 5, в котором Пожарный отправляется к водоёму, набирает там воду и повторно летит к пожару П2. В блоке 6 Пожарный заливает пожар П2. Почему мы не проверяли, достаточно ли воды для тушения первого пожара? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, сколько воды окажется в баке после выполнения команды НАБЕРИ ВОДЫ (800 литров), и какова сложность самого большого пожара (500 литров). После этого становится очевидно, что после того, как Пожарный налил в бак воду, воды достаточно для тушения первого пожара, каким бы большим он ни был. На тушение второго пожара воды может быть достаточно (если сложность первого и второго пожара в сумме не больше 800) или недостаточно.
Можно было бы на всякий случай, набрать воды перед тушением второго пожара, не выполняя проверки. Но на выполнение команды НАБЕРИ ВОДЫ требуется много времени, так как водоём далеко от горящего леса. Поэтому без необходимости эту команду лучше не выполнять.
Проверьте ваши рассуждения.
Задание 51 (с). Показываю две строки в таблице. Остальные строки заполните самостоятельно.
Работа на оценку. Ребята, выполняем задание в тетради (в клеточку). Можно начать писать, например, вот так:
Животные из Красной книги
1.1. Амурский тигр
1.2. .......
2. Малочисленные виды
2. Малочисленные виды
2.1 ....
....
3. Малоизученные виды
3.1........
3. Малоизученные виды
3.1........
.......
4. Восстанавливающиеся виды
4. Восстанавливающиеся виды
4.1 .....
Ребята, давайте сегодня отправим задание мне на проверку. В начале страницы есть надпись ОТПРАВКА ДЗ. (Если вам не видно, то нажмите
). Нажмите на ссылку и у вас откроется новое окно. В него можно вставить фото вашего задания или отправьте мне на почту shcherbakova-yaya@mail.ru. Пришлите, пожалуйста, все ТРИ домашних здания. До встречи!
). Нажмите на ссылку и у вас откроется новое окно. В него можно вставить фото вашего задания или отправьте мне на почту shcherbakova-yaya@mail.ru. Пришлите, пожалуйста, все ТРИ домашних здания. До встречи!